ОТКРЫТИЯ АМЕРИКАНКИ: СЕМЬЯ, ДРУЗЬЯ - ВСЕ ВМЕСТЕ

  Валерий ТАРАСОВ, КАНЗАС

Самый лучший способ похудания - путешествия. Во всяком случае, Кэти Кумер за две недели путешествия в Россию и Казахстан потеряла 12 фунтов. Она вернулась в США в восторге и отказалась от американских забегаловок быстрого приготовления навсегда.

Ожидания

Кэти никогда не путешествовала по миру. И потому перед поездкой была немного нервной. Разница двух культур и все такое прочее. Правда ее русские друзья предупредили ее о многом, с чем, возможно, придется столкнуться. Так что она была готова ко всему. К тому же она летела в Алма-Ату с Петром Жмутским, режиссером фильма "Братья Навсегда", к его семье. Впрочем, она сама - далеко не наивный новичок в этой жизни: директор университетской телестудии, а до этого несколько лет работала в американской тележурналистике. - Я была готова ко всему, но я не знала, насколько это путешествие будет прекрасным! - говорит Кэти.

Стереотип

В СССР был хронический дефицит туалетной бумаги. Сцены, как американцы страдают от этой проблемы, до сих пор эксплуатируются голливудскими кинорежиссерами. Какой-то доброжелатель рассказал об этом и Кэти. Пусть прошло почти двадцать лет после перестройки, мышление меняется медленнее. Кэти не взяла с собой туалетной бумаги, но сделала запасы "Клинекса" - салфеток, на всякий случай. Все старания оказались напрасными. Туалетная бумага была везде. Не было только в одном месте: как ни странно в женском туалете московского аэропорта "Шереметьево".

Cлезы

- Два часа утра. Самолет садиться в Казахстане. Двадцать человек встречают нас. Бабушка Петра дарит мне букет свежих роз. Все плачут от радости, ожидая Петра. Я тоже начинаю плакать с ними… Потом, как это полагается по русским традициям, был добрый стол. Было много тостов. И она опять была поражена, как много тостов было за нее, гостью, которую никто толком не знал. Поднялась с места мама Петра, назвала Кэти второй мамой ее сына. Кэти ответила тем же и стала с Ритой сестрой. Они все, сидящие за этим столом и так быстро вошедшие в ее душу, стали частью ее личной семьи. Опять заплакала бабушка. Опять заплакала Кэти. Хорошо, Петр остановил все вовремя, чуть резковато, но по делу.

Апартаменты

Большинство людей в Алма-Ате, по наблюдениям Кэти, живет в апартаментах. Просто гиганские микрорайоны и везде апартаменты, апартаменты, апартаменты. Семьи в основном живут все вместе. В двух-спальных апартаментах живет семья из восьми человек и две собаки. Комнаты маленькие. Но… - Через 24 часа этого не замечаешь. Это уже не бросается в глаза. Я понимаю, что остается проблема приватности, но все они очень близки друг другу. И это удивительно! Сама Кэти ушла из дома в 18 лет и с тех пор ведет самостоятельный образ жизни. Приватности было много, а человеческого, семейного тепла иногда, наверное, хотелось. Человек, все равно, на всю жизнь остается ребенком, и любит, когда его любят.

Королева

- У нас в Америке такого нет, а там меня не оставляли без внимания ни на минуту. Где бы я ни была, меня спрашивали, не голодная ли я, не хочу ли я пить, не хочу ли мороженое. Каждые десять секунд я чувствовала личное внимание. Мне не давали потратить ни десяти центов. Я чувствовала себя королевской персоной.

Пирожки

- Еда была просто очень полезная! Я похудела за десять дней на 12 фунтов! Самое интересное, что еды было при этом много. Ели много. Но все было такое свежее, прямо с рынка. Ей очень понравилось, как на рынке Василий (отчим Петра) торговался с продавцами. Здесь в Wal-Mart особо не разбежишься. А на восточном базаре - пожалуйста. Не понравилось за пять тенге, купи за четыре. В одном и том же месте - разные цены. Пока по такому базару, кстати, пройдешь - три мили прогуляешь. И кондиционеров нигде нет, но жары, такой жары как в Америке не чувствуется. - Там все девушки и женщины такие худые, что я чувствовала себя толстой среди них. Она совсем не толстая по американским масштабам. "Но там я чувствовала себя толстой. Мне надо было поехать туда на месяц, я бы похудела еще сильнее". Пирожки, которые пекла бабушка, останутся в памяти на всю жизнь. А о пельменях и говорить нечего. Кстати, русские научили ее есть сухую рыбу с пивом. "Это такое удовольствие!"

Американизация

Американизация не особенно сильно чувствуется в Казахстане. Они встретили Макдоналдс в Алма-Ате, Петр даже предложил зайти, но Кэти отказалась: русская еда лучше. Некоторые газеты в столице Казахстана выходят на английском языке. Всякие колы, конечно, верный признак американизации. А вот одежда у людей - более европейская. В магазинах много американских спиртных напитков: ликеры, виски и тому подобное. Удивительно, что кинопремьера "Терминатора-3" в Казахстане состоялась раньше, чем в Соединенных Штатах Америки. Правда, они не пошли, не было времени. Да это можно было и в Америке посмотреть, а вот местные достопримечательности, "Медео", например, куда интереснее.

Телевидение

Кэти - телевизионный профессионал. Ей интересно было сравнить два телевидения. Мягко говоря, она была разочарована. Новостные программы во многом напоминают старые, когда было много бряцания оружием, военных событий и всяких начальников. Она не стала говорить прямо, просто сказала - разный уровень. Но ей понравились различные музыкальные шоу. Когда были в Москве, как раз шел какой-то концерт. Она специально записала некоторые имена понравившихся артистов, потом купила себе компакт-диски с их песнями. Больше всего она смотрела на ведущих, в какой они были одежде, какая была косметика. Также она отметила, что ведущие новостных информационных программ были очень серьезными. Чересчур серьезными.

Покупки

Она пришла и с ходу похвасталась своими покупками. Традиционные деревянные сувениры с росписью. Для нее было открытием, что каждый регион в России имеет свой стиль росписи. Кэти купила также две меховые норковые шапки: себе и маме долларов за 40-50. Также приобрела для себя симпатичный костюм, футболку с надписью СССР за один доллар, прекрасную юбку для матери и другую одежду. Все очень дешево, в пять- десять раз дешевле, чем в Америке. Она очень восхищается одеждой, особенно сшитой лично русскими и казахскими мастерами. Вообще традиционный восточный базар ее просто поразил: здесь можно было купить все - от живых свиней до компакт-дисков.

Люди

Больше всего в этом путешествии ей понравились люди, с которыми она встречалась. Семья Петра, его друзья. Она не говорит по-русски, многие ее новые друзья не говорили по-английски. Было такое время, когда она два пару дней не видела Петра, он занимался своими делами. Она оставалась с его мамой, бабушкой и… они понимали друг друга, как будто были давними друзьями. С помощью жестов, взглядов, с помощью нескольких слов. Наверное, они понимали друг друга душой. Люди, конечно, везде люди. Что в большом городе, что в маленьком. Что в Америке, что в России, что в Казахстане. Но ей понравилось, что вся семья собирается вместе за обедом, за ужином. "Я поняла их жизненный стиль". "Я американка и горжусь тем, что я американка! Но я поняла, как испорчены американцы, как мы материалистичны! Мы счастливы тем, что купим какую-нибудь мебель и приглашаем всех в гости на вечеринку, человек пятьдесят, чтобы показать эту уникальную мебель. Русские счастливы, когда все вместе. Когда вместе собираются семья, друзья. Мне это нравиться." Кэти помнит, как перед этой поездкой переезжала. Петр помогал ей. И она видела, как он с некоторым пренебрежением относился к вещам. Она ценила свои антикварные вещи, а он брал их грубо, как будто они ничего для него не представляли. Это злило ее. Теперь она поняла, почему так происходило, почему это было для него неважным. Человеческие отношения, друзья и семья - это понятия другого порядка. Более высокого.

Обратно

Обратно в Америку она возвращалась одна. Петр задержался по делам. Она боялась, как будет перебираться из Домодедово до Шереметьево, не зная языка. Ее предупредили, чтобы более полутора тысяч рублей не платила. Таксист предложил ей услуги за три тысячи. Она показала бумажку с инструкцией и тот согласился взять ее за тысячу. По дороге они разговорились немного. Таксист показал фотографию своей семьи, детей. Кэти оставила детям конфеты. А таксисту заплатила даже чуть подороже, чем он просил. "Ты лучшая из всех американцев, которых я видел",- сказал он ей на прощанье. Дорога обратно в одиночестве оказалась не такой страшной. В этой стране она уже чувствовала себя своей.

 © 2000-2003 Национальная, русско-американская газета "Русская Америка"
ВНИМАНИЕ! Данная ИНТЕРНЕТ-страница защищена законами США об авторских правах и международными соглашениями. Незкаонное воспроизведение, или распространение частей и элементов данного сайта влечет гражданскую и уголовную ответсвенность.